Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Советы психолога: как справиться со стрессом, готовясь к ЕГЭ

Окончание школы и поступление в вуз — первый серьезный переход в жизни подростка. Чаще всего он связан с серьезным стрессом. Клинический психолог, специалист по работе с подростками Илья Хломов рассказывает, как справиться с негативными проявлениями этого стресса и обратить мобилизацию организма себе на пользу.
Фото: Petra Bensted / Flickr / CC BY 2.0
Илья Хломов
подростковый психолог

«Что сами подростки говорят на тему подготовки к экзаменам, поступления и так далее? Чаще всего звучат фаталистические мысли: «это край, это конец, это ужас, полная безысходность». Или: «я не хочу об этом думать, ничего не знаю, меня это не интересует, отвалите...». Очень редко звучат слова про новые возможности, про изменения, про новый статус, интересные знакомства. А это важный фокус, на который нужно заострять внимание.

Поступление в вуз — это первый серьезный переход в жизни подростка: ребенок всю жизнь учился в школе по определенным правилам, ходил туда каждый день, а сейчас произойдет что-то другое — будут новые люди, новое место, события, правила. Подросток обычно к этому не готов. Здесь важно, чтоб фатализм «сейчас что-то случится и это катастрофа» сменился пониманием, что в этом нет ничего страшного. Это обычное событие, от того, что человек поступит в вуз или не даже поступит туда, ничего глобально, серьезно в жизни не поменяется. Появятся люди, которые с тобой одних интересов, знакомства, новые возможности.

Первый важный шаг, который часто забывают во время гонки подготовки к экзаменам — обратить внимание на себя: как я себя чувствую, насколько я выспался, не голодный ли я, насколько мне нужен отдых. Важно делать паузы и задавать себе эти вопросы. В этот период сложно отказаться от каких-то вещей, все кажутся очень важными: «я пять лет занимался рисованием, неужели я сейчас брошу кружок, мне нужно поступить в вуз, для этого заниматься с репетитором, еще и в школу надо ходить и много вещей, на которые уходит время и силы». Но заботиться о себе: еде, питье, прогулках, все это действительно очень важно. Особенно сон. Человек, который не высыпается, реагирует на любые воздействия гораздо острее, даже небольшой стресс может стать для него непереносимым. О сне подростку заботиться сложно, ведь есть гаджеты, переписка с друзьями, фильмы и так далее — но нужно все отложить и поспать.

Сам по себе стресс — это очень полезная штука, это мобилизация организма. Проблемы начинаются, когда стресса становится либо слишком много, — это постоянное давление и организм не может мобилизоваться, ему не хватает ресурсов. Либо, если стресс слишком большой: очень яркий свет, громкий удар, чересчур сильное воздействие, на которое организм не может дальше реагировать.

Для того, чтобы со стрессом справляться, необходимо замечать его. Первые сигналы приходят от тела: замирает дыхание, потеют ладони, начинают трястись коленки, бросает в холод или, наоборот, не хватает воздуха. Вообразите, что ваш стресс сидит перед вами. Что он вам говорит: «Ты не справишься, не надо ничего делать, ты и так ничего не можешь». Это тяжелые слова, которые мешают двигаться, парализуют. Представьте, что ваш стресс можно от себя отделить: будто это человек или кукла, и они на вас воздействуют. И тогда этому можно сопротивляться и отстаивать себя.

Есть простейшие техники работы со стрессом, когда страшно, неуютно, тяжело:

  • Дыхание. Сделать паузу на несколько глубоких вдохов-выходов. После того, как дыхание выравнивает сердечный ритм, можно снова приступать к работе.
  • «Внутренний взгляд». Часто человек, находящийся в стрессе, замечает, что у него затекли ноги или напряжение в спине или других частях тела. Нужно удобно устроиться, обеспечить хорошую опору ногам, спине и внутренним взглядом пройтись по своему телу. Двигайтесь от кончиков пальцев ног вверх по всем мышцам тела, стараясь на пару секунд задержаться на каждой, проверить, как она живет, напрячь, потом расслабить.
  • «Чужие уши» — возможность другому человеку рассказывать о своих переживания. Тут даже не так важно, отвечает ли он что-то, или нет: когда вы рассказываете, проблема формируется в слова и легче понимается. Это помогает самому в голову все лучше уложить.
  • «Волшебные слова». Придумайте кодовую фразу, с помощью которой восстанавливается состояние: «я все равно справлюсь», «все будет хорошо» или «все дураки», «это все неважно». У каждого эти слова свои, хоть, «зато у меня есть серый кот».

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты