Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Колонка родителей: все побежали — и я побежал

Олимпиады стали практически альтернативой ЕГЭ. Есть факультеты, где буквально все бюджетные места заняты победителями соревнований, в топовые вузы без дополнительных баллов за победы не стоит и пытаться поступать. То, что раньше было увлечением, желанием попробовать свои силы, и стало настоящей борьбой за баллы. Прямо как в спорте.
1 комментарий
Фото: monkeywing / Flickr / CC BY 2.0

Министр образования Ольга Васильева обещала нанести в ближайшее время очередной удар по олимпиадному движению. Теперь она намерена серьезно урезать список школьных олимпиад в России. «Количество олимпиад должно сокращаться, — заявила министр. — Я думаю, что Всероссийская олимпиада идет, конечно, вне обсуждения, но все остальные олимпиады должны быть четко обоснованы». Напомним, в 2017/2018 учебном году только в перечень было включено 97 олимпиад по различным предметам, что на 9 больше, чем в предыдущем.

Ранее министерство образования объявило, что льготы, которые олимпиады дают при поступлении, будут пересматриваться. По данным главы ведомства, 40% призеров школьных олимпиад не набирают на ЕГЭ по профильному предмету более 60 баллов. Покончить со всем этим министр грозит уже в следующем учебном году.

жизнь типичного школьного олимпиадника нынче уже мало отличается от спортивной

Как обычно, в этой ситуации больше всего жалко старательных, мотивированных детей, которые просто хотят честно, своим трудом и знаниями добиться успеха — поступить в хороший вуз. Сначала их втянули в эту олимпиадную гонку, буквально не оставив иных вариантов набрать конкурентное число баллов, а теперь все идет к тому, что их многолетние старания окажутся бессмысленными. «Прокатят», прямо как наших спортсменов на Олимпийских играх в Южной Корее.

Жизнь типичного школьного олимпиадника нынче мало отличается от спортивной: сборы, тренировки, бессонные ночи, борьба за секунду и балл. За каждым победителем каких-нибудь математических соревнований тоже стоит «тренер» — энергичный и твердый родитель, который знает наизусть все даты регистрации, понимает, где участвовать, а где не стоит и труда, знает, кто реальный конкурент, а кто так себе. Если вы когда-нибудь общались с такими людьми, знаете это ощущение — рядом с ним вы сами кажетесь себе тупиковой ветвью развития. Сразу охватывает чувство вины за то, что вы не можете обеспечить ребенку достойное будущее, что он растет, словно сорняк, и не бежит, когда все бегут. И только потом, после мыслей о том, какое вы ничтожество, вы задаете вопрос: а, собственно, зачем?

Когда я училась в школе, у нас тоже были олимпиады. Все, кто хотел, принимали в них участие, потому что это было интересно. Это всегда были классные задания, чтобы их решить, надо было не столько знать школьную программу, сколько уметь нестандартно мыслить, искать неочевидные решения. Уверена, сейчас все по-прежнему — изменилась только цель. Раньше мы ходили на соревнования исключительно ради удовольствия от интеллектуального труда, результаты никого особенно и не волновали. Если ты хорошо написал, тебе могли предложить учиться в какой-нибудь спецшколе. Например, я все время писала математику (хотя и не думала сдавать ее в вузе), и однажды меня пригласили заниматься в заочную школу мехмата. Вот это я понимаю, награда за смелость — каждый месяц мне приходили сборники задач, которые мы вместе с моей учительницей пытались решить, ей тоже было интересно. За участие в олимпиадах по литературе — профильному предмету в тот вуз, куда я поступала, — мне был положен полупроходной балл, то есть при прочих равных участие в соревнованиях давало некоторые преимущества.

а зачем тогда учиться в школе и сдавать ЕГЭ?

Зачисление победителей олимпиад в вузы вне конкурса и без вступительных экзаменов в советские времена касалось только кандидатов в сборные команды страны на международные олимпиады ЮНЕСКО, и то только потому, что пора вступительных экзаменов приходилась на период самих олимпиад и подготовительных сборов к ним. При этом речь шла о десятке школьников по каждому предмету. И это все!

Сегодня я знаю мальчика, который ушел из очень хорошей школы, куда долго мечтал поступить, потому, что он не победил за год ни в одной олимпиаде и чувствовал себя среди одноклассников лузером. Я видела слезы на глазах у финалиста одной крупной олимпиады, который стал лишь призером, а не победителем: ведь вместо 100 баллов, ради которых он проделал такой долгий и сложный путь, он получит всего 10.

Понятно, что после введения ЕГЭ олимпиады стали своего рода барьером для топовых вузов, куда конкурс всегда огромный, а выбрать достойных по результатам единого экзамена невозможно (особенно остро эта проблема стояла в первые годы, когда 100-балльники легко покупали свои результаты). Теперь выясняется, что, даже получив по ЕГЭ 100 баллов по каждому предмету (что практически невозможно, детей, которые сдают ЕГЭ на 100 баллов, единицы), а также баллы за ГТО и другие личные достижения, ребенок все равно не поступит на бюджет, ведь там все места уже заняты олимпиадниками. Вопрос: а зачем тогда вообще учиться в школе и сдавать ЕГЭ?

Теперь, когда олимпиада стала самым очевидным способом поступить, коррупционная составляющая переместилась туда. Появились «репетиторы», целые центры, которые готовят к соревнованию со «стопроцентной гарантией победы». И вспомните прошлогодние скандалы со сливами на «Всеросах».

Все это очень печально, учитывая, что олимпиадное движение создавалась и всегда держалось за счет энтузиастов, подвижников, популяризаторов науки. Но еще печальнее, если это движение будет просто задавлено сверху. Что детям-то делать, если ни ЕГЭ, ни, как теперь выясняется, олимпиады не дают им возможности с помощью знаний и трудолюбия выиграть в честной борьбе и поступить в вуз, а правила этой игры меняются каждый год?

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты