Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как устроена школа подготовки к «Физтеху»

Олимпиада «Физтех», как и большинство вузовских перечневых, отличается от «Всероса». Она требует нестандартных подходов, на нее нельзя «натаскать». Здесь надо быть умным и любопытным, уметь перебирать разные методы решения в уме. И все же, чтобы написать «Физтех», достаточно хороших школьных знаний и нескольких месяцев подготовки. «Учёба.ру» выяснила, как устроена подготовка к этой олимпиаде.
Соня Самсонова
Соня Самсонова, исследователь и практик онлайн-образования
26 апреля 2018
Фото: Stokpic / CC0 License

Контрольная повышенной сложности

До введения ЕГЭ каждый вуз проводил собственные вступительные испытания — они и легли в основу нынешних университетских олимпиад. Поэтому, например, соревнование «Физтех» по математике — это хорошая контрольная для сильного математического класса. Ее может написать любой школьник, увлеченный предметом. Задания ненамного сложнее части 2 ЕГЭ, и, как говорят педагоги, они не требуют особых талантов и суперспособностей.

По их словам, школьник, который учится на «хорошо» и «отлично», без труда «прокачается» на курсах и напишет вузовскую олимпиаду, в то время, как стать призером даже областного этапа Всероссийской олимпиады за короткое время невозможно. Чтобы побеждать на «Всеросе», нужно заниматься математикой с 7 или 8 класса. А вот в случае с вузовской олимпиадой, как и в случае с ЕГЭ, можно до 10 класса не задумываться, в какой университет идти.

Как устроена очная школа

Очная школа подготовки к «Физтеху», организованная «Фоксфордом», ежегодно собирает две сотни участников. Трехчасовые занятия по математике и физике проходят и в первой, и во второй половине дня. Расписание устроено так, что школьники сами выбирают темы. Например, можно всю неделю заниматься задачами с параметрами и стереометрией, всякий раз решая разные варианты.

Занятия проходят параллельно в нескольких аудиториях. Те, кто пишет олимпиаду по двум предметам, успевают заниматься и физикой, и математикой. В школе «Физтех» нет четко сформированных групп, каждый сам решает, к какому преподавателю идти.

После ужина ребята посещают индивидуальные консультации и собираются вместе, чтобы порешать задачи. Несмотря на плотный график, каждое утро старшеклассники выходят на зарядку, а после обеда играют на свежем воздухе.

«Мы раздаем ребятам задачи олимпиад, чтобы они подумали и поискали свой способ решения, — рассказывает Владимир Шарич, преподаватель московских олимпиадных сборов. — Затем каждый высказывает догадки, идеи, и мы их обсуждаем. Минут двадцать разбираем одну задачу: бывает, идей много, но чего-то недостает. Может показаться, что проблема заключается в теоретических знаниях, но объяснять одну теорию — все равно, что объяснять, как правильно бегать. Ученикам достаточно знать школьную программу. Дополнительный материал, конечно, пойдет на пользу, но это не обязательно. Знания — 20%, а остальные 80% — опыт самостоятельного поиска решений. Задача преподавателя в этом случае — по словам ребенка распознать, что у него творится в голове. Нужно увидеть, до чего ученик сам дошел, а что поймет на следующей ступени. Важно уметь слышать детей. Как будто школьник сел на велосипед и начал крутить педали, а мы должны заметить, в какую сторону он собирается упасть, и подхватить его».

Эффект обучения

Очная школа рассчитала на мотивированных детей, которые хотят активно готовиться к соревнованиям и уже прошли отборочный онлайн-этап. Для многих такая подготовка — повод вырваться из школьной рутины, способ систематизировать свои знания и отшлифовать методы решений.

Разумеется, за неделю нельзя сделать из любого школьника призера олимпиады «Физтех». Некоторые ученики всю осень и зиму занимаются на курсах, а после понимают, что нужно еще «прокачаться». Они приезжают в школу и каждый день и занимаются только олимпиадой.

«На каждом занятии мы вспоминаем минимально необходимую теорию и обсуждаем задачи прошлых лет, — рассказывает Борис Трушин, преподаватель, член жюри „Всероса“, кандидат физико-математических наук. — Моя цель — показать, что задачи не очень страшные, что любая решается за 10-15 минут. Цель подготовки к олимпиаде „Физтех“ или ЕГЭ одинаковая — научить детей не бояться задач. Нет никакой особенной методики, мы просто практикуемся. Методика важна лишь в работе со слабыми учениками или в начальной школе, когда у ребенка возникает вопрос: „Зачем мне это знать?“. А в школу „Физтех“ приезжают старшеклассники, которые хотят подняться на новый уровень. Я не трачу энергию, чтобы зацепить их. Ребята знают, что я помогу им достичь целей, а их задача — взять все, что я могу дать. При этом задачи решаю не я, а наш общий „коллективный разум“. Один кинул одну идею, другой — другую, и вот уже задачка поддалась. Конечно, на ЕГЭ „коллективный разум“ не поможет, но зато ты можешь быть уверен, что задачи в принципе можно решить».

Богдан Славов, преподаватель физики и студент магистратуры МФТИ, рассказывает, что в рамках занятий старается отбирать самое ценное: алгоритмы и подходы, которые будут полезны на олимпиаде. «Не важно, прошел ли человек онлайн-этап „Физтеха“ и хорошо ли он учится в школе, — уточняет он. — К нам приезжают ребята, которые думают, что понимают физику, но на самом деле такого понимания у них нет. Им не хватает главного — воображения. Я рассказываю о том, что испытываю сам, и стараюсь, чтобы это было интересно, красиво, порой смешно. Например, вывожу формулу и сразу предлагаю ребятам проверить ее на примере задачи. Мы изучаем не теорию, а логику решений. Сила „олимпиадной“ школы заключается в том, что здесь есть „заряженные“ преподаватели. Очень важно, чтобы хотя бы один педагог в жизни ученика был энергичным. Когда от педагога исходит энергия, его „качает“ предмет и само преподавание, всем „вкусно“ его слушать».

Сами участники приезжают в школу ради возможности сменить обстановку, погрузиться в атмосферу «бота» и пообщаться с соратниками. Не каждый готов позволить себе отодвинуть на второй план школьные дела, чтобы самостоятельно готовиться к «Физтеху». Но если ты уехал, все иначе. Некоторые рассказывают, что ныряют в учебу с головой и даже жалеют, что приходится тратить время на сон и еду. Многие заводят в школе друзей и позже учатся с ними на одном курсе.

Педагоги говорят, что в школу «Физтех» лучше ехать в 10 классе, когда впереди еще много времени. В этом случае можно понять, что можно и чего нельзя успеть за неделю интенсива. А вот в 11 классе лучше ходить на подобные занятия не за базовыми знаниями, а для того, чтобы укрепить свои сильные стороны и стать увереннее.

Помимо преподавателей, в очных школах «Фоксфорда» работают вожатые, которые следят за тем, чтобы школьники не засиживались за учебой допоздна, а утром участвовали в зарядке. После обеда они организуют игры на улице, а на вечерних мероприятиях рассказывают о студенческой жизни.

Денис Коробейников,
участник школы «Физтех — 2018», выпускник, Электросталь

«В прошлый раз я был впечатлен уровнем преподавания. На занятиях царила атмосфера свободы: можно было выбирать лекции, ходить на разные вечерние мероприятия или больше „ботать“. Мне это нравилось, поскольку в рамках других школ как раз этого недоставало.

Материала для самостоятельной работы было более чем достаточно. Единственный минус — к заданиям по математике не прилагалось ответов, так что не никак не получалось установить, прав ты был или нет. Приятно было, что занятия проходили в учебное время, и вместо того, чтобы, скажем, не пойми зачем изучать ЭГП Японии, я занимался делом, которое мне нравится и хотя бы в теории может пригодиться в будущем.

Школа подготовки к олимпиаде помогает тратить меньше времени и сил на поиски материала. Программу составляют преподаватели, к которым всегда можно подойти и разобраться, если что-то непонятно. Дома трудно заставить себя учиться: вот сериальчик новый вышел — пойду посмотрю, вот друзья гулять зовут — пойду погуляю. А тут, раз приехал, надо „ботать“.

Здесь не возникает ощущение одиночества или бесполезности того, чем ты занимаешься. Придя в зал, полный людей, ты чувствуешь, что от этого есть какая-то польза, раз столько народу собралось. Это, конечно, не является критерием полезности, но создает нужное ощущение».

Сергей Чуевский,
участник школы «Физтех — 2018», 10 класс, Королёв

«Я ожидал, что здесь меня подготовят к олимпиаде и объяснят сложные темы, которые в школе разбираются мало. Атмосфера великолепная, все занимаются, всех интересует учеба (не как в школе). Объем тоже был подходящий, однако чуда не случилось.

Я понял, что, как бы ни были хороши интенсивы, за неделю нельзя изучить объем материала, рассчитанный на месяц. Жизненно необходимо учиться дома, после школы. „Ботали“, в основном, одиннадцатиклассники. Я же приверженец идеи о приятной жизни, поэтому старательно учился, но не без остановок.

В школе я познакомился с хорошими людьми, которые любят учебу так же, как я, и провел неделю, активно занимаясь, вместо недели зря прожитой жизни (ходя в школу), „размял мозг“ и, конечно, подготовился к самой олимпиаде».

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Соня Самсонова
Соня Самсонова, исследователь и практик онлайн-образования
26 апреля 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты