Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников-2018

В апреле в городах России завершились заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников по 24 предметам. Пройдя школьный, муниципальный и региональный туры, лучшие старшеклассники добрались до финала и выиграли его. О том, как им удалось добиться такого результата, «Учёба.ру» побеседовала с победителями олимпиады — 2018.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
07 июня 2018
Фото: Willi Heidelbach / Flickr / CC BY 2.0
Иван Гамов,
ученик 11 класса «Пятьдесят седьмой школы»,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по русскому языку

«Моя школа — «Пятьдесят седьмая» — довольно известна в Москве и дает разностороннее образование по всем предметам. Несмотря на то что мой профиль обучения — математический, в 8 и 9 классе у нас был прекрасный курс русского языка, который преподавала замечательный учитель Елена Владимировна Кузнецова.

Благодаря школьному курсу, а также тому, что я изучал церковно-славянский язык в детстве, к трем первым этапам олимпиады я фактически не готовился и успешно прошел их в 9 классе. Всерьез я начал готовиться перед заключительным этапом и выиграл его. Однако в 10 классе я готовился менее усердно (в связи с участием во «Всеросе» по географии); школьного курса, естественно, уже не хватало, и мне достался лишь диплом призера. В этом году я оставил географию, посвятил много времени подготовке, съездил на сборы команды Москвы в Голицыно, организованные лучшими педагогами: Ольгой Николаевной Зайцевой и Ольгой Николаевной Ивановой. Все это стало вкладом в успех на финале.

Моя подготовка заключалась, во-первых, в том, что я решал задания прошлых лет; во-вторых, я искал ответы на сложные вопросы и разбирал языковые нюансы — из повседневной жизни и накопившиеся на сборах; в-третьих, читал специальную литературу, как «классическую» («Современный русский язык» Белошапковой, «Фонетика» Князева и Пожарицкой), так и менее известную, просто для меня интересную. Может показаться, что огромные книги и научные работы, которые предлагают почитать на сборах, не нужны для «Всероса», ведь в заданиях не предполагается, что человек знает «Грамматику-80» или «Историческую фонетику» Галинской. Однако, как мне кажется, очень полезно перед олимпиадой прочитать хотя бы одно серьезное научное исследование (например, «Русское именное словоизменение» Зализняка или «Русский язык в модели „Смысл — Текст“» Мельчука). Это помогает упорядочить ум, структурировать информацию.

Также важно перед «Всеросом» потренироваться на выполнение заданий за строго ограниченное время. На олимпиаде может не хватать времени, особенно на первом туре. На сборах нас готовили к этому: большие контрольные были максимум на полтора часа. Тем не менее из-за своей медлительности на первом туре я не успел дописать одно задание. Наконец, важная составляющая успеха на заключительном этапе — знание истории языка. Тут имеется в виду, прежде всего, старославянский и древнерусский (бывают также задания на язык XVIII века или реформы графики). Поскольку я изучаю церковно-славянский (потомок одного из вариантов старославянского) с детства (в 9 лет родители подарили мне замечательный учебник Т. Мироновой), а на сборах у нас было несколько лекций по историческому развитию языка, с этим проблем не возникло.

На первом туре финала в Великом Новгороде был более-менее стандартный комплект заданий: фонетика, этимологическое гнездо, «угадайте термин», пара лингвистических задач от А.Ч. Пиперски, синтаксис и старославянский. Неожиданным образом отсылок к Новгороду и его древнему диалекту вообще не было, кроме одной картинки из Остромирова Евангелия. Второй тур в этом году у 11 классов был очень оригинальным (социолингвистика).

О своей победе я узнал в день награждения. Честно говоря, я сильно удивился, был поражен. Ведь многие готовились больше моего. Что касается будущего, то есть два основных варианта — лингвистика в НИУ ВШЭ или лингвистика в МГУ. Сейчас я готовлюсь к ЕГЭ по математике, английскому и физике (русский сдал досрочно в прошлом году). Вероятно, летом поеду в Петербургскую летнюю лингвистическую школу (Нарва-Йыэсуу). Всем ее очень рекомендую».

Никита Флегонтов,
ученик 11 класса школы № 1514,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по истории

«Я учусь в гуманитарном классе школы № 1514. Во многом именно школьные уроки истории дали мне знания, которые пригодились на Всероссийской олимпиаде. В том году, чтобы дойти до заключительного этапа, я прошел и все предыдущие: школьный, муниципальный и региональный, — а затем поехал на финал в Архангельск. Став абсолютным участником, я решил не сдаваться и постараться взять диплом в 11 классе. В этом году, воспользовавшись правом пропустить некоторые этапы, я участвовал только в региональном, традиционно проходившем для ЮЗАО в школе на бульваре Дмитрия Донского, и, став победителем, отправился в Сочи на финал.

Основа моей подготовки к олимпиаде — это посещение занятий в Центре педагогического мастерства (ЦПМ), где я слушал лекции по разным периодам истории России, культуре нашей страны и работе с источниками, а также самоподготовка. Штудирование учебников, чтение монографий по выбранному периоду для эссе, зазубривание фактологии, изучение карт, написание эссе и проектов, которые затем проверяли преподаватели (кураторы) из ЦПМ. Конечно, на это уходило почти все свободное время.

Заключительный этап каждый год представляет собой абсолютно непредсказуемые задания по неожиданным темам. В этом году мы готовили Гражданскую войну, историю Кубани и Первую мировую, ориентируясь на юбилеи этих событий. Но, в результате, по Гражданской войне ничего, кроме небольшого задания, не было, а из Кубани дали только задание на определение казачьих войск. Финал в этом году был крайне неожиданным еще и потому, что нам было предложено задание по 90-м годам, хотя «каноническое» изучение истории заканчивается 1991 годом. Мне кажется, что это абсолютно правильно включать в работу задания по 90-м, поскольку время идет, и этот период уже тоже стал историей. Более того, заключительный этап требует больших знаний не только по самой истории, но и по смежным дисциплинам — художественной культуре, исторической географии, военной истории и истории костюма. Так что надо развивать общую эрудицию, посещать экскурсии, интересоваться историей за гранью учебника.

Будущим участникам я бы посоветовал не зацикливаться на зазубривании абсолютно бесполезных фактов (вроде клички коня Александра I), а развивать навыки анализа, практиковать эссе, развиваться всесторонне. Если вы участвуете в олимпиаде, то, на мой взгляд, это не повод бросать все остальные школьные предметы — они формируют общий культурный уровень, который во многом необходим на олимпиаде. Например, мне очень помогли уроки литературы, которые научили анализировать тексты, а уроки МХК не только добавили фактологии для блока «Культура», но и дали большой опыт анализа визуальных источников. Я уже молчу про географию, которой в этом году было «отдано» 25 баллов и 100 на заключительном этапе. Смотрите документальные фильмы, читайте книги, ходите на экскурсии — тогда и история станет живой. А иначе она так и останется пустыми сухими фактами на страницах учебника».

Григорий Матвеев,
ученик 11 класса лицея «Вторая школа»,
призер Всероссийской олимпиады школьников-2018 по физике

«Учеба в физико-математическом лицее «Вторая школа» действительно располагает к подготовке к олимпиадам. Учителя никогда особенно активно не агитировали нас участвовать во «Всеросе», они всегда были готовы помочь.

В олимпиаде я начал участвовать еще в 9 классе. По большому счету, готовился только к региональному и заключительному этапам. Для двух других мне вполне хватало школьных знаний. Но для подготовки я использовал более-менее универсальную тактику: решал задачи олимпиады прошлых лет в порядке возрастания года, задачи из всем известного сборника «Задачи по физике» под редакцией О.Я. Савченко, которые по уровню сложности похожи на задания заключительного этапа, а также ходил на кружки по практикуму и теоретической физике. Если успешно участвовать в региональном этапе, сборная Москвы может включить вас в список кандидатов и приглашать на подготовительные сборы, как и случилось со мной. Именно тогда подготовка выходит на новый уровень.

Стоит отметить, что на региональном и заключительном этапах есть экспериментальные задачи, в которых нужно продемонстрировать умение практически использовать физику, проводить качественные и, по возможности, точные опыты. Многих школьников это ставит в затруднительное положение, ведь такие задачи намного сложнее школьных лабораторных работ. Несмотря на это, подготовить себя можно даже к таким заданиям, если правильно «прокачивать» навыки физического эксперимента. Задания олимпиады действительно сложные, но не стоит этого бояться. Редко кто может решить большое количество задач полностью, поэтому у большинства участников солидную часть результата составляют баллы, полученные за важные идеи, наблюдения и подвижки в решении.

На олимпиаде по физике всегда выкладываются предварительный и итоговые протоколы. Именно поэтому о том, что я получу диплом, я знал еще до награждения, увидев свое имя в рейтинговой таблице на высокой позиции. Но когда были выложены предварительные результаты, я почувствовал гордость, облегчение и радость от осознания того, что усилия, затраченные на учебу, не были напрасными. Когда понимаешь, что стал призером, ощущаешь причастность к какой-то особой группе людей, и это очень воодушевляет.

На данный момент я склоняюсь к поступлению в МФТИ на факультет биомедицинской физики или же на биокафедру факультета общей и прикладной физики. Я считаю, что сфера life sciences не только очень интересна и перспективна, но и критически важна для человечества. В мире сейчас очень много нерешенных проблем, связанных со здравоохранением и неизлечимыми болезнями, и я хочу изменить это в будущем».

Федор Вылегжанин,
ученик 11 класса лицея «Вторая школа»,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2018 по экономике

«В физмат-лицее «Вторая школа» уроков экономики в расписании нет, но это не мешает лицеистам регулярно занимать призовые места на Всероссийской олимпиаде. В школе работает кружок по экономике, который многим помог с подготовкой. Школьный этап олимпиады по экономике проходил на осенних сборах по физике, и довольно большой компанией мы решили его написать. Вдохновившись примером других «второшкольников» (Антона Николаева, Маши Дмитриевой, Алены Сидоровой), мы за два дня освоили азы экономики и успешно справились с заданиями. По удачному совпадению той же компанией мы поехали на IEPhO (Международную олимпиаду по экспериментальной физике), где и написали муниципальный этап. Дальше был «регион», который мы писали уже в Москве, и заключительный этап, проходивший под Москвой, в пансионате «Вороново».

В подготовке мне помогли занятия на экономическом факультете МГУ и весенние выездные сборы. Также я готовился самостоятельно: изучал теорию, запоминал стандартные обозначения, решал задания разных олимпиад на iloveeconomics.ru, составлял cheat-sheet (лист А4 с записями, который можно брать с собой на заключительный этап олимпиады).

Задачи по экономике требуют не только сообразительности и умения брать производную, но и определенной теоретической базы. На школьном этапе мне не хватало знаний, и приходилось вдумываться в каждое слово, а к финалу затруднения в задачах были уже связаны с математикой или логическими рассуждениями. Время также стало куда более важным фактором: на проверку решений его вообще не оставалось.

Заключительный этап по структуре мало отличался от других выездных олимпиад: открытие, два тура олимпиады, разбор заданий, апелляция, закрытие и награждение. Олимпиада прошла неожиданно быстро, во многом благодаря оперативной проверке работ. Задачи мне понравились: из довольно простых моделей следовали интересные экономические результаты. Я практически не волновался, пока не зашел в аудиторию, но после этого ждать начала тура было непросто.

Когда появились результаты, я сначала даже не поверил своим глазам. При решении я допустил несколько глупых ошибок, но, к большому облегчению, ни одна не обошлась слишком дорого. Было очень приятно осознавать, что такой большой путь пройден не зря, и в то же время жаль моих друзей, которым на последнем шаге повезло меньше».

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
07 июня 2018
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты