Мой город — Рязань
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр

Министерство образования и науки разделили на несколько ведомств. Высшей школой теперь будет заниматься отдельный министр. В каком состоянии глава нового ведомства получит вузы? Что изменилось в системе высшего образования за время руководства Ольги Васильевой?
Фото: GoToVan / Flickr / CC BY 2.0

Меньше, но лучше ли?

Министерства образования и науки в прежнем виде больше не существует. Принято решение разделить ведомство: так, Министерство просвещения будет заниматься школами и его, как стало известно, по-прежнему будет возглавлять Ольга Васильева. А вот с вузами будет работать Министерство высшего образования и науки.

Что произошло в системе высшего образования с 2016 года, когда Минобрнауки стала возглавлять Ольга Васильева? Подводя итоги ее деятельности, можно сказать, что, как и в случае со школами, никаких революционных перемен за эти два года не было. Все, что оформилось как тенденция в эти два года, было заложено предшественниками Васильевой на этом посту. И тем не менее некоторые новые тенденции можно выделить.

Главное — сокращение количества вузов и бюджетных мест в них. По данным Рособрнадзора, высших учебных заведений за это время стало почти в два раза меньше. В 2011 году в России было 1500 государственных вузов и 1500 негосударственных. Сегодня же государственных вузов насчитывается не более 500, то есть их число сократилось в три раза. Гораздо меньше стало и негосударственных высших учебных заведений.

Конкуренция за бюджетные места растет. Особенно на таких факультетах, как экономические и юридические, — по этим специальностям бюджет урезали очень сильно, так как выяснилось, что подавляющая доля безработных сегодня имеют дипломы юриста или экономиста. Инженерным и педагогическим специальностям, напротив, государство стало уделять особое внимание.

Молодежетрясение

Совершенно новой тенденцией последних лет можно назвать возрастающую протестную активность студентов. Еще недавно российскую молодежь было не слышно, но в последние пару лет то в одном, то в другом вузе студенты активно борются за свои права. С прошлого декабря у здания ректората Тимирязевской академии (Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К.А. Тимирязева), у Министерства сельского хозяйства и Госдумы можно увидеть людей с плакатами: «Сегодня ты увольняешь ученых — завтра страна голодает», «Стоп развалу Тимирязевской академии! За выборы ректоров!», «Хватит тратить деньги на бутафорию и веселье», «Я хочу учиться у лучших» и тому подобное. Студенты и выпускники РГАУ МСХА им. Тимирязева вступились за своих преподавателей, которых, как они считают, несправедливо увольняют из-за разногласий с новым ректором.

А инициативная группа МГУ, объединившая студентов, аспирантов и сотрудников МГУ, неравнодушных к проблемам университета, продолжает бороться с фан-зоной ЧМ-2018, которую власти намерены разместить непосредственно перед главным жилым и учебным кампусом. Они уверены, что из-за этого самый знаменитый вуз страны рискует оказаться на два месяца в «осадном положении», получить множество проблем и трудностей.

Божествование

К разряду новых явлений можно отнести несколько скандалов, которые произошли в вузах на почве религии. Главный из них касался введения степени кандидата теологии, которая впервые была присвоена специалисту из РФ в прошлом году. Защита диссертации по теме «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского» состоялась 1 июня 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени Кирилла и Мефодия. Это событие вызвало огромный резонанс, зал не смог вместить всех пришедших журналистов. Два оппонента — доктора биологических наук из МГУ Алексей Кузнецов и Владимир Алешин дали отрицательные отзывы на диссертацию протоиерея Павла Хондзинского. Владимир Алешин и сравнил диссертацию протоиерея со «студенческим компилятивным рефератом» и добавил: «Присуждение за него ученой степени было бы бомбой под государственную систему квалификации научных кадров. <...> В случае присуждения Хондзинскому Павлу Владимировичу ученой степени за рецензируемое сочинение „ученой степенью“ будет поименовано нечто совершенно несопоставимое с тем, что именовалось так до сих пор».

Всемогущий рейтинг

Сотрудники российских вузов перестали получать удовольствие от своей профессии. Исследователи Высшей школы экономики, опросив их, выяснили, что характер труда научно-педагогического состава в последнее время изменился. И, как считают ученые, не в лучшую сторону. Так, работа преподавателей и исследователей в российских вузах перестала быть «свободной профессией». Все больше она приближается по своему характеру к офисной или даже фабричной — с валом отчетов и «конвейером» задач. Но это лишь одна из причин разочарования в работе. Сотрудники вузов вынуждены подстраиваться под отчетность, новые требования результативности смещают приоритеты: преподавание и научное руководство уходят на второй план по сравнению с исследованиями и публикациями. В среднем научно-педагогические работники тратят на преподавание около половины (46%) рабочего времени. На научную работу уходит 37% времени, 9% приходится на административную, а 8% — на экспертную деятельность (выступления в СМИ и пр.).

Около 90% тех, кто недоволен распределением рабочего времени, хотели бы больше заниматься научной деятельностью. И наоборот, те, кто хотел бы больше времени тратить на преподавание, ради отчетности вынуждены переориентироваться на исследования.

Одно из самых раздражающих новых явлений в высшей школе — попытки чиновников посчитать эффективность ученых, преподавателей в университетах, научных сотрудников. Теперь в университетах правит бизнес, а бизнесу нужны цифры и показатели, коэффициенты и индексы. Всесильное слово «рейтинг» вошло и в мир науки. И если раньше труд преподавателя в вузе оценивался по количеству часов лекций и семинаров, по его научной работе, выступлениям на конференциях и работе над учебниками, то теперь для этого есть рейтинг, который показывает «эффективность», — от него зависят стимулирующие надбавки, гранты, карьера и так далее. Именно он сегодня определяет то, получат ли отдельные ученые, группы специалистов, институты и вузы финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые им для работы.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты