Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Ключ к неуспеху: почему выпускники провалили эссе по английскому

В некоторых регионах большинство выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому языку, получили 0 баллов за эссе. Некоторые считают, что это сделано специально, чтобы талантливые дети не попали в московские вузы. Экзамен по иностранному языку традиционно вызывает много жалоб, а скоро он станет обязательным для всех. Уже в следующем учебном году вводятся обязательные ВПР по английскому.
1 комментарий
Фото: Adeel Anwer / Flickr / CC BY-ND 2.0

В Министерстве образования Свердловской области прокомментировали скандальную ситуацию, связанную с ЕГЭ по английскому языку. Здесь подавляющее число выпускников, сдававших этот экзамен (порядка 80%), ничего не заработали за эссе, самое сложное и «дорогое» задание. Ответ ведомства был таким: «Ноль баллов они получили за то, что не использовали ключевое слово „успех“ в каждом абзаце».

В эссе на тему «Ранний выбор карьерного пути — ключ к успеху» дети писали о том, кем видят себя в будущем и почему. Но многие, показав хорошее знание иностранного языка, отошли от шаблона и использовали синонимы. Это и привело к обнулению результата.

В конфликтной комиссии утверждают, что детей перед ЕГЭ проинформировали о требованиях к творческой части. «Жалобы на необъективную или некорректную оценку работ ЕГЭ по английскому языку не поступали. Оценка работ выполнялась на основе критериев, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений», — сообщили «URA.Ru» в пресс-службе регионального министерства образования.

Между тем, по данным издания, по итогам экзамена было подано 234 апелляции. Родители учеников собираются обращаться в прокуратуру.

«Перед ЕГЭ детей не предупреждали, что надо использовать одни и те же слова по шаблону. У меня дочь учит язык с четырех лет, в том числе имеет опыт обучения в англоязычной стране, где получала за знание английского 96 баллов из 100. Не понимаю, это был экзамен по английскому языку или по какому-то другому предмету, — заявил экс-депутат Заксобрания Свердловской области Евгений Артюх, чья дочь также получила 0 баллов. — Сейчас обсуждается, что и в других регионах такая же ситуация. Что ведется сознательная политика: детям из провинции не ставить большие баллы, чтобы не лезли в престижные московские вузы. Это вредительство. Детей просто выдавливают из страны, чтобы они ехали учиться за границу. И много где учеба там бесплатна. И они ведь уедут, а вернутся немногие».

Нечего здесь ловить молодежи, владеющей иностранными языками

Действительно, в комментариях под этой новостью есть множество свидетельств о том, что подобная ситуация с эссе сложилась не только в Свердловской области, а буквально по всей стране — от Калининграда до Камчатки:

  • «Моему сыну тоже поставили 0 баллов за эссе. По той же причине. Мы живем на Камчатке. Английский язык [он] изучает восемь лет».
  • «В Калининграде также масса „нулей“ за эссе про цифровую грамотность. Реакция дочери, получившей „0“, однозначна: никаких апелляций, а лучше — хороший языковый лагерь в Европе (благо, от Калининграда близко), чтобы в дальнейшем уехать из России. Спасибо Минобру и Рособрнадзору за столь „чудесную“ мотивацию выпускников, владеющих иностранным языком, к поиску профессии и будущей судьбы за рубежом. Пенсии, говорят, повысить надо. Мол, демографическая яма, некому работать, молодых не хватает. И не будет хватать. Нечего здесь ловить молодежи, владеющей иностранными языками».
  • «В Самаре такая же ситуация, тоже сын за эссе получил 0 баллов, хотя на английском спокойно уже разговаривает. Сын говорит, что была полная „подстава“, так как даже тему эссе он не понял».
  • «У нас такая же ситуация! В Новосибирске огромное количество детей получили ноль баллов за эссе».
  • «Аналогично — и в Краснодарском крае. Все дети и учителя были в шоке. Было две темы по эссе, одна — „Финансирование науки государством“ другая — „Цифровые технологии как ключ к успеху в жизни человека“. Моя дочь получила 0 баллов за эссе».
  • «Я преподаю английский много лет. И эссе — мой конек. Впервые за много лет все мои выпускники получили 0 баллов. [Это] Краснодар».
  • «Словосочетание „digital literacy“ не появляется ни в одном из учебников школьной программы. Кроме того, слово „literacy“ не входит в 3000 наиболее употребительных слов языка (если верить словарям Oxford , а кому тогда верить!). Поэтому оно никак не могло быть ключевым в сочинении! Дети приняли его как синоним „literature“, и многие писали о цифровых книгах и гаджетах для их прочтения. Естественно, получили 0. Самое неприятное, что тема Московской области была „Дружба“! А остальные регионы — руки прочь от московских вузов».

ЕГЭ превратился в битву экстрасенсов

Многие комментирующие считают, что темы эссе в столице и регионах были совершенно неравнозначные — и это вовсе не случайность, а планомерная политика по отсечению талантливых детей из регионов, которым якобы не место в московских вузах:

  • «Разве это честно? По результатам проверки, почти 70% детей получили 0 баллов за эссе. Все ясно, наши дети не нужны в Москве, там даже жителей ближайшего Подмосковья не везде рады видеть».
  • «И это не только с иностранным языком! Совершенно разный уровень сложности вопросов по истории для Москвы и для регионов. А по английскому — что и говорить? Москвичи, расскажите о дружбе. Регионы, расскажите о выборе профессии».
  • «Выиграли, во-первых, москвичи — у них все слова в задании были общеупотребительными. Во-вторых, [те], кого натаскивали на умение соответствовать шаблонам, и, в-третьих, [те], у кого была инсайдерская информация и время заглянуть в словарь, узнать, что такое „literacy“. Ну, еще повезло тем, кто чисто случайно знал значение этого слова».

Впрочем, и московские дети пишут эссе по английскому неважно. Вот что рассказывает педагог по имени Марина: «Я преподаю английский язык и прежде, чем давать задание детям, пишу эссе сама. Это невероятно трудно. Не потому, что я не знаю язык, — все время висит над душой этот самый 0 баллов. С одной стороны, пять раз нужен „перифраз“ одного и того же, то есть синонимы. С другой стороны, не угадал с синонимом — получай 0 баллов. Нужно отменить хотя бы правило, что если первый критерий, „Содержание“, — 0 баллов, то все эссе оценивается на „ноль“. Тогда у знающих детей будет потеря только 3 баллов. Кроме того, после ЕГЭ я не получаю для себя ничего как учитель. Я не знаю, над чем работать в следующем году, какие были сделаны ошибки. Так, общие слова. Кстати, шаблоны меняются каждый год, появляются все новые дурацкие требования, о которых свердловские школьники просто не могли знать. ЕГЭ превратился в битву экстрасенсов. Нужно больше прозрачности и меньше коррупции на ЕГЭ». (О том, с какими трудностями столкнулись выпускники на экзамене по русскому языку, читайте в материале «ЕГЭ по русскому: разбор полетов».)

Кроме того, во всех регионах жалуются на технические сбои, многочасовые очереди в кабинки для сдачи устной части и другие проблемы.

Пока что все эти трудности касаются лишь тех, кто решил стать переводчиком, учителем английского или дипломатом — этот экзамен выбирают не более 10% выпускников. Но уже очень скоро ЕГЭ по иностранному языку будут сдавать все поголовно. В новом учебном году одиннадцатиклассники будут писать ВПР, которую называют «тренировкой» перед обязательным ЕГЭ в 2022 году.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты